Прокурор разъясняет: Что нужно знать о телефонных мошенниках
Телефонное мошенничество является одним из самых распространенных способов хищения денежных средств у населения. За январь 2023 года на территории Могочинского и Тунгиро-Олекминского районов уже зафиксировано несколько фактов перечисления гражданами своих сбережений преступникам, ущерб составляет около 2 миллионов рублей.
Наиболее распространенными схемами мошенничеств с банковскими картами исходя из практики являются следующие.
Проверка службой банковской безопасности
На номер телефона поступает звонок якобы от отдела безопасности банка. В разговоре просят сообщить данные о карте для прохождения проверки и при этом угрожают блокировкой карты в случае отказа давать информацию. Завладев секретными данными владельца карты, мошенники совершают покупки или переводят средства на свой счет.
Спасение финансовых средств
Обманщики звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что с вашего номера карты в данный момент происходит незаконное списание средств и что нужно срочно произвести проверку личных данных. При этом мошенники просят назвать всю информацию по карте, после чего средства списываются в пользу преступников.
Ложный покупатель
Многие люди пользуются услугами торговых площадок, чтобы что-то продать, и указывают на них свой номер телефона. На него поступает звонок от мошенника-«покупателя», который просит продиктовать номер карты, срок ее истечения и три цифры, находящиеся на ее обороте, якобы для перечисления денег за покупку, что приводит к последующему хищению средств.
Сообщение с номером 900
Жертве приходит СМС с незнакомого номера о блокировке карты, списании денежных средств и телефоном для связи, но в начале сообщения указывается 900 - номер Сбербанка. Невнимательная жертва перезванивает, и мошенники ей диктуют ложную инструкцию, прикрываясь целью разблокировать карту или вернуть списанные деньги.
Чтобы не стать жертвами телефонного мошенничества:
- не нужно паниковать, когда вам сообщают какую-либо информацию, пусть даже и шокирующую, необходимо прервать телефонный звонок и тщательно обдумать то, что вам сообщили;
- если обманщики утверждают, что кто-то из родственников попал беду, сразу же отключайтесь и перезвоните родственнику; если не можете ему дозвониться, то звоните тому, кто в этот момент может находиться рядом с ним;
- если разговор ведется с якобы сотрудником правоохранительных служб, то необходимо выяснить его должность и ФИО, в каком отделении он работает;
- ни в коем случае не называйте ФИО (своего или ваших родственников) и не передавайте данные карты, ПИН-код карты не имеют права требовать даже сотрудники банка; мобильные операторы никогда не просят сообщить код пополнения телефонного счета;
- не ведитесь на то, что вы выиграли дорогостоящий приз, особенно если вы никогда сами не участвовали ни в какой лотерее;
- при совершении покупок в Интернете нужно пользоваться только проверенными сайтами, по возможности не вносить предоплату.
Соблюдение простых правил безопасности во время телефонного разговора поможет сохранить в целостности и сохранности финансовые средства.
(Информацию предоставил заместитель межрайонного прокурора Владимир Дукарт)
телефон: 8 (30241) 40-192
СОГЛАСОВАНО
Межрайонный прокурор
старший советник юстиции А.В. Быков
23.01.2023